Теория Карла Густава Юнга

 Другим замечательным примером пересмотра психодинамической теории Фрейда является аналитическая психология Юнга (в свою очередь, практика психоаналитической психотерапии также подверглась пересмотру).

 

     Главное расхождение между обоими учеными касается природы либидо. Фрейд видел в последнем, главным образом, половую энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума.

 

    Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

 

     В эго представлено все, что человек сознает.

 

     Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами.

 

     Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт.

 

     Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются маска, тень, анима, анимус и самость. Символом архетипа самости является мандала.

 

    Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия.

 

     Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы.

 

     Интроверты, как  правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе.

 

     Юнг выделил также четыре психологических функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция.

 

     Мышление и чувство являются рациональными функциями, ощущение и интуицияиррациональными.

 

    Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности (например, экстравертный мыслительный тип).

 

    Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самоосуществления посредством уравновешивания и объединения различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин "индивидуация". Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь само-осуществления. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.

 

    Аналитическая психология и психотерапия в последние годы оказывает огромное влияние на интеллектуальную общественность.

       

        Подробнее о К.Г. Юнге и аналитической психологии - на сайте www.Jung.psy4.ru - К.Г. Юнг и аналитическая психология  

Jung.psy4.ru - К.Г. Юнг и аналитическая психология

Дополнительная информация