Мысли психолога

 Если бы психопатология не существовала, нам, психологам и психотерапевтам, даже не надо было бы размышлять над своими мыслями или чувствами. Жак Маритен внес важное дополнение в философию Аристотеля-Фомы, касающееся вопроса атеистов.

Он считал, что к ним следует приближаться с целью вызвать в них осознание истины, чтобы привести их обратно на путь, ведущий к действительности. В самом деле, человек есть хозяин своих решений, и ему одному принадлежит право решать что делать. У него есть все "права" обманывать себя каким ему хочется способом, что он обычно и делает. Именно ошибочный диалектический процесс показывает нам процесс правильный, но мы никогда не сможем пользоваться исключительно последним. Путь к равновесию лежит через диалектику, но равновесие может быть достигнуто только посредством воссоединения с истиной.

Чтобы достичь единения мы должны осознать факт разъединения, то есть ошибочности диалектики, использованной нами. Это единственный возможный способ достижения внутреннего мира. Исторические периоды цивилизации соответственно описываются как языческий, религиозный и современный, однако это разделение более философское нежели действительное. Иначе истинная диалектика никогда бы не существовала, как и единение, потому что существование одного зависит от другого. Вот почему мы разделены и стремимся к крайностям. В Средние века не допускалась никакая религиозная доктрина, кроме традиционной, позднее обычаи определялись императорами, сегодня человечество разделено политически.

Следовательно, мы еще не жили в соответствии с истинной диалектикой, то есть не достигали единения действительностей. Мы продолжаем придавать исключительное значение либо материальному, либо духовному. Например, медицинская наука научилась лечить лишь органическую часть существа, которое в целом психосоматично. Даже психология (будучи подчинена биологии) и психоанализ провозглашает, что эмоции являются результатом работы желез внутренней секреции. С одной стороны мы имеем страстных защитников физической жизни, с другой -духовных фанатиков. В науке физики мы посвятили себя расщеплению атома, работая с ним чрезвычайно опасными способами, и лишь недавно начали признавать объединение атомов в качестве способа получения воистину бесконечного источника энергии. Членение бытия при помощи сверхмотивации, как с материальной, так и с духовной стороны, вызывает в человеке глубокое неудовлетворение, потрясая его основу.

Я поднимаю вопрос диалектики не для того, чтобы оставить его навечно таким как он есть, а с целью достижения единения, то есть, предлагаю сделать его включенным, а не исключительным. Каждый индивид, фанатично исповедующий какую-нибудь идею, преувеличивает значение задействованных при этом материальных элементов. В этом смысле стоики и эпикурейцы, оптимисты и пессимисты, позитивисты и негативисты похожи.

Индивидов, обладающих внутренним единством - тех, кто принимает комбинацию крайностей чтобы жить внутри действительности - чрезвычайно мало. Человек не есть материя, ни энергия, он представляет собой сочетание их обеих. Он не является мыслью или чувством, но соединением их. Однако наблюдается переоценка идеи в ущерб эмоции, подчиняющая человека созданиям ума. Вот почему он не может приспособить себя к "структурам", которые сам выдумывает. Я убежден в том, что последствия атомного загрязнения внушают ученым подозрение, что правильное направление - это не расщепление атома, а соединение атомов.

Дополнительная информация